Памятный набор 1839 года

В начале 1830-х годов экономическое положение Российской империи упрочилась, несмотря на большие издержки на войну с Турцией и подавление восстания в Польше: бурными темпами развивалась промышленность, расширялась внешняя  торговля, укреплялся  внутренний рынок, добыча золота каждое пятилетие увеличивалась на сто пудов. Все вместе взятое вызвало невиданный приток в Россию иностранной валюты.

Финансовая реформа. 1839

Улучшению экономики способствовало и проведение давно назревавшей реформы финансов. Высочайший указ последовал 1 июля 1839 года:

«Разные перемены, временем и силою обстоятельств в нашей денежной системе произведенные, имели последствием не только присвоение государственным ассигнациям, вопреки первоначальному их назначению, первенства над серебром, составляющим основную империи нашей монету, но и возрождение через то самое многообразие лажей, в каждой почти местности различных. Убеждаясь в необходимости положить, без всякого отлагательства, конец сим колебаниям, нарушающим единство и стройность нашей монетной системы и влекущим за собою потери и затруднения разного рода для всех сословий в государстве, Мы, по всегдашней попечительности о пользах наших верноподданных, признали за благо принять решительные меры к пресечению происходящих от сего неудобств и к упреждению оных на будущее время. Вследствие того, по подробном обсуждении всех принадлежащих сюда вопросов в Государственном Совете, постановляем нижеследующее:

1. В восстановление правила манифеста блаженные памяти императора Александра I 20 июня 1820 года, серебряная российского чекана монета отныне впредь устанавливается главною государственною платежной монетою, а серебряный рубль, настоящего достоинства и с настоящими его подразделениями, главною монетною единицею, обращающихся в государстве денег… Государственные ассигнации остаются вспомогательным знаком ценности… Отныне и навсегда курс серебряного рубля, как в крупной, так и в мелкой монете, считать в три рубля пятьдесят копеек ассигнациями»[1].

Реформирование отечественной денежной системы породило огромную волну специальной литературы. Появились многочисленные финансовые справочники, в которых давался расчет серебра на ассигнации и ассигнаций на серебро от самых небольших до многомиллионных сумм, а также перевод различных иностранных валют на российское золото и серебро и обратно.

Подарочный набор монет

1839 годом датируется и необычный подарочный набор из 10 отечественных монет и одной медали, аукционная цена на который в наши дни достигла до 30 тысяч долларов[2]. Появление его на свет некоторые нумизматы не без основания связывают с торжеством экономической политики министра финансов России графа графа Е.Ф. Канкрина[3]. Впервые русский рубль стал котироваться выше многих других европейских валют.

Имеется и другая версия происхождения этого памятного набора.

2 июля 1839 года, то есть на следующий день после обнародования манифеста о реформации денежной системы России состоялось бракосочетание старшей из дочерей императора великой княжны Марии Николаевны с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским[4].

image1.jpg

Вел. кн. Мария Николаевна и герцог Максимилиан Лейхтенбергский.

image1.jpg

Брандт Г-Ф. Медаль в память бракосочетания вел.кн. Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. 1839.

По этому случаю берлинским медальером Г. Брандтом[5] была вырезана памятная медаль. На лицевой стороне обращенные влево изображения Их Императорских Высочеств, в обрезе подпись: «BRANDT. F.» (Брандт исполнил), по окружности надпись: «MARIA PRINC. IMPERATORIA RUSSIAE ET MAX. DUX DE LEUCHTENBERG» (Мария российская великая княгиня, Максимилиан герцог Лейхтенбергский). На оборотной стороне в центре под лавровым венком, перевязанным лентой, два щита с изображение герба герцога Лейхтенбергского и российского двуглавого орла, под ними изображение херувима, по кругу надпись: «D. II/ХIIII М . JUL. FELICIS. AUSPIC. MATRIM. IUNCTI A PARENTUM FAMIL. IMPURAT. NON DISJUNGENDI» (Без разлучения с августейшими родителями 2 /14 июля, при благоприятнейших предзнаменованиях, брачным союзом соединены).

К этому же дню, по распоряжению Николая I, был приготовлен для 22-летнего жениха особый подарок: в красивом футляре с надписью на крышке «Souvenir de St. Petersbourg» («Сувенир из Петербурга») находились одиннадцать образцов продукции главного монетного двора России, кстати, отмечавшего свое 115-летие. Подарок этот не мог не понравиться Максимилиану Лейхтенберскому, так как он был страстным нумизматом.

Памятный набор включал в основном серийные серебряные монеты 1839 года: 1 ½ рубля, 1 рубль, ¾ рубля, полтину, 25, 20, 15, 10 и 5 копеек.

image1.jpg

1 ½ рубля – 10 злотых 1839 г.

image1.jpg

1 рубль 1839 г.

image1.jpg

¾ рубля – 5 злотых 1839 г.

image1.jpg

Полтина 1839 г.

image1.jpg

25 копеек 1839 г.

image1.jpg

20 копеек 18939 г.

image1.jpg

15 копеек – 1 злотый 1839 г.

image1.jpg

10 копеек 1839 г.

image1.jpg

5 копеек 1839 г.

Впрочем, некоторые из них уже при своем рождении могли считаться редкими монетами, поскольку имели незначительный тираж: так, монета в полтора рубля была отчеканена в количестве всего 7006 экземпляров, рубль – 35707 экземпляров, 5 копеек – 1002 экземпляра. И совсем уж крохотным был тираж монет номиналом в ¾ рубля – всего-навсего две штуки! Последнее обстоятельство наводит на мысль, что памятных наборов 1839 года изготовили только два, возможно, для придания подарку большей значимости: один, как говорилось для герцога Максимилиана Лейхтенберского, другой – для Николая I.

Помимо серийных монет 1839 года в набор входили также рубль с Александровской колонной, датированный 1834 годом, но отчеканенный в 1836 (тираж 15 тысяч экземпляров) и медаль Ф.П. Толстого «Восстановление мира в Европе, 1815 год» с портретом Александра I в воинских доспехах, со щитом и мечом.

<

image1.jpg

1 рубль 1839 г. Бородинский памятник

image1.jpg

Толстой. Медаль «Мир – Европе» из серии в память Отечественной войны 1812 г.

Судьба памятного набора

Не требуется объяснять, почему большинству коллекционеров памятный набор 1839 года был совершенно неизвестен. Лишь несколько собирателей могли похвастаться тем, что имеют его, либо имели. Одним из этих счастливцев был петербургский нумизмат Г.Г. Бланк[6].

image1.jpg

Б.Ф. Копылов

После его смерти футляром с надписью «Souvenir de St.Petersbourg» завладел Б.Ф Копылов   – владелец нумизматического магазина на Невском проспекте, д. 94. Распродажа в 1907 году великолепной коллекции Бланка, включавшей наряду со многими раритетами и памятный набор 1839 года, сделала антиквария широко известным отечественным нумизматам.

image1.jpg

Граф И.И. Толстой

Другой памятный набор 1839 года долгие годы являлся собственностью крупнейшего отечественного коллекционера графа Ивана Толстого [8]. В 1913 году граф расстался с русской частью своего обширного собрания монет, в том числе и с редким набором. В его комплекте, правда, отсутствовал рубль 1839 года. Преемником И.И. Толстого стал известный торговец-нумизмат из Германии А. Гесс. Купленные им русские монеты пошли с аукциона. К кому попал Толстовский памятный набор 1839 года, сказать затруднительно. Начавшаяся вскоре первая мировая война пресекла всякие связи между нумизматами.


[1] ПСЗРИ. Собрание II. T. XIV. Отд. 1. С. 600 (№12497).

[2] Автор приводит приблизительную цену набора в 1990-х гг. (Прим. ред)

[3] Канкрин, Егор (Georg Ludwig) Францевич (1774 - 1845) -  граф, русский государственный деятель и экономист немецкого происхождения. Генерал, состоящий при Особе Его Величествагенерал от инфантерииминистр финансов России в 1823—1844 годах. Деятельность его на этом поприще оставила заметный след в истории русских финансов и денежного обращения — прежде всего речь идет о реформе 1839–1843 гг., узаконившей в стране систему серебряного монометаллизма.

[4] Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне (нем. Maximilian Joseph Eugène Auguste Napoléon de Beauharnais, Herzog von Leuchtenberg;  18171852) — член русской императорской фамилии, 3-й герцог Лейхтенбергский, президент Императорской академии художеств (с 1843) и главноуправляющий Горным институтом (c 1844). Родоначальник русского аристократического семейства Лейхтенбергских, или Романовских, владевшего мызой Сергиевка на берегу Финского залива.
Вел. кн.; Мария Николаевна (1819 — 1876) — дочь российского императора Николая I и сестра Александра II, первая хозяйка Мариинского дворца в Санкт-Петербурге. В браке — герцогиня Лейхтенбергская. Президент Императорской Академии художеств в 1852—1876 годы.

[5] Брандт, Генрих-Франц (1789-1845) — медальер, учился у известного же медальера Дроза в Париже; в 1817 г. стал первым медальером королевского монетного двора в Берлине. В 1824 он был назначен профессором и членом Берлинской академии художеств, а позднее стал также и членом академий Копенгагенской, Сан-Лука в Риме и Неаполитанской. До 1837 г., когда появился перечень исполненных им работ, Б. успел уже приготовить до 56 медалей и медальонов. С 1841 г. в Берлинском монетном дворе применяется усовершенствованный Брандтом способ чеканки.

[6] Бланк, Герман Германович – коллекционер, автор книги «Руководство для собирателей русских серебряных монет и их разновидностей с 1796 по 1902 г.» (СПб., 1902).

[7] Копылов, Борис Федорович (1873-1913) – коллекционер, владелец банкирской конторы (с 1906) с нумизматическим отделением. Устроитель нумизматических аукционов. Составитель каталогов монет ХVIII (1910) и XIX века (1907), издатель журнала «Старая монета» (с 1910), член Российского общества нумизматов.

[8] Граф Толстой, Иван Иванович (18581916) - русский государственный деятель, археолог и нумизмат. Министр народного просвещения Российской империи в 1905—1906, городской голова Петербурга-Петрограда в 1912—1916. С 1893 года был вице-президентом Академии художеств. С 1911 года председатель Российского общества нумизматов.


Желаете продолжить оформление заявки на экскурсию?

Экскурсия: Палаты Зиновьевых-Юсуповых