Рейхелевский рубль 1845 г.
В конце 1898 года жандармский унтер-офицер Романов, дежуривший на станции Петербург Николаевской железной дороги, задержал фальшивомонетчика. В составленном им протоколе говорилось:
«11 декабря в 11 ч. 25 м. утра кассир билетной кассы №2 передал мне фальшивую монету рублевого достоинства, чекана 1845 года и указал на крестьянина Нижегородской губернии, Сергачского у., Яндовищенской вол., дер. Карга Шакира Сенфель-Милюкова, который дал ему, Иванову, означенный рубль в числе прочих денег в уплату за проездной билет до Нижнего Новгорода. При расспросе крестьянин Шакир Милюков рассказал, что он получил этот рубль в числе прочих денег за проданную им в Александровском рынке старую одежду, а кому одежду продал он, Милюков, указать не может»[1].
Экспертиза на Монетном дворе
Серебряный рубль, вызвавший на вокзале такой переполох, отправили на экспертизу на Монетный двор. При всестороннем обследовании подозрительной монеты выяснилось, что рубль все же не поддельный, а настоящий, чеканен он в 1845 году. Главное отличие от серийного рубля того же года – наличие на аверсе портрета почившего в бозе императора Николая I. Поскольку сохранность монеты, несмотря на полувековой возраст, была прекрасной, то возникло законное подозрение, что она была похищена из чьей-то коллекции. Начальник Монетного двора Н.П. Фоллендорф[2] обратился с письменным запросом к секретарю и управляющему делами великого князя Георгия Михайловича[3] - не пропал ли портретный рубль 1845 года из коллекции Его Высочества? Ответ был категоричен – рубль в целости и сохранности пребывает на своем месте.
Итак, к четырем известным уже рублям 1845 года с портретом Николая I прибавился пятый. Поскольку имени его последнего владельца установить не удалось, жандармское управление распорядилось передать рубль на Монетный двор как монету, не удостоившуюся Высочайшего утверждения, и посему не подлежащую выпуску в народное обращение, с выдачей Шакиру Сенфель-Милюкову серийного рубля последнего года чеканки. Чтобы по возможности сбалансировать этот обмен крестьянину было доплачено за конфискованную у него редкую монету еще 200 рублей по оценке Х.Х. Гиля[4], «на что Милюков изъявил свое согласие и полное удовольствие»[5]. поднес государю императору Николаю II как памятную медаль эпохи его славного деда Николая I.
«Рейхелевский» рубль 1845 г. Л.с.
«Рейхелевский» рубль
В специальной литературе эту редкую монету принято именовать «Рейхелевский» рубль, поскольку явилась она на свет во многом благодаря стараниям Я.Я. Рейхеля[7] – видного художника-гравера и крупнейшего отечественного нумизмата. Обстояло все приблизительно так.
Я.Я Рейхель
В начале 1845 года Рейхель неожиданно для окружающих зачастил на Монетный двор, хотя делать ему там практически было нечего, ибо уже пять лет он возглавлял Экспедицию заготовления государственных бумаг[8], занимавшуюся производством ассигнаций. Причина этих визитов была ведома лишь руководству Монетного двора. Откроем ее. В те дни здесь монтировался новый чеканочный станок. Рейхель имел на него особые виды. Дело в том, что российские серебряные рубли, находившиеся в обращении, ему решительно не нравились, уж слишком убогими выглядели они: на лицевой стороне государственный герб, на оборотной – в традиционном венке из дубовых и лавровых ветвей надпись «монета рубль», а под ней дата. Вот и все!
1 рубль 1845 г. Государственная монета
Полтина 1845 г. Государственная монета
Никогда не оставлявший мысли модернизировать рубль, Рейхель прекрасно понимал, что именно сейчас наступил удобный момент для реализации задуманного. Новый станок позволял кардинально изменить внешний облик монет, внести многие мелкие украшения, столь приятные для глаза. Имелся и формальный повод для модернизации монеты: в 1845 году исполнялось двадцатилетие восшествия на престол Николая I.
Император Николай I
Замысленный Рейхелем рубль был весьма эффектен. На аверсе его помещался профильный портрет императора, обращенный направо, с круговой подписью: «Б.М. НИКОЛАЙ I ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС», на реверсе – двуглавый орел: на груди орла щит с московским гербом (Георгий Победоносец поражает копьем крылатого дракона), шесть других гербовых щитов значительно меньшего размера на крыльях, на левом крыле – гербы новгородского, владимирского, киевского великих княжеств, на правом – казанского, астраханского, сибирского царств. Центральную фигуру охватывала круговая надпись: «ЧИСТАГО СЕРЕБРА И ЗОЛОТНИКА 21 ДОЛЯ». Внизу под гербом дата – 1845. Новшеством и одновременно немалым украшением был выступающий гурт.
«Рейхелевская» полтина 1845 г.
Наряду с рублевой монетой Рейхель изготовил и полтинник. Внешний вид их был одинаков, лишь по размерам полтинник был меньше. Но портрет от этого ничуть не пострадал, напротив даже стал выразительнее.
Пробные образцы утверждал Николай Первый.
– Кто резал? – спросил он.
– Я сам, Ваше Величество, – выступил вперед Рейхель.
Император неприметно поморщился. Собственное изображение ему не понравилось: лоб был слишком высок, гравер переусердствовал, увеличив его за счет обширных залысин. Не желая быть грубо прямолинейным, Николай Первый поинтересовался, как производится чеканка монет.
– Опытные образцы, – отвечал с готовностью Рейхель, – делаются вручную, при массовом выпуске применяются вальцы.
– Вальцы? – переспросил император.
– Да.
Их изобрел механик Шваб в Тирольском городе Халле в 1550 году. Вальцевальный станок для чеканки монет состоял из двух валов, соединенных друг с другом зубчатой передачей. На валы было нанесено в зависимости от их размеров - от 4 до 19 негативных изображений лицевой и оборотной сторон монет, так что при пропускании между ними металлической ленты (цана), изображения отчеканивались на ней. Появление этого станка значительно ускорило процесс изготовления монет, также улучшилось исполнение изображения на монете. Не было больше смещений рисунка на монете от двойных, или даже тройных ударов, столь характерных для чеканки молотовидным снарядом. Известные трудности представляла вырезка штемпеля на вальцах. Для получения верного штемпеля он гравировался несколько искаженным – вытянутым в ширину. Новый способ быстро распространился по Европе.
Штемпели-вальцы талера эрцгерцога Фердинанда Тирольского
Вальцевальный станок
Однако Рейхель напрасно блистал красноречием – судьба рублевика была уже предрешена. Император не утвердил предложенный образец. И вовсе не потому, что ему не особо понравился собственный портрет. Новый рубль уж слишком походил на «александровские рубли». А к старшему брату Николай I испытывал ревнивые чувства. А виной тому его всемирная слава победителя Наполеона.
Редкий рубль
Итак, «Рейхелевский» рубль 1845 года остался всего лишь образцом. Считалось, что всего было изготовлено четыре экземпляра. Один из них находился в коллекции самого Рейхеля (в каталоге собирателя он значился под №3773 и имел следующую аннотацию: «Пробный рубль, чеканенный в раздвижном кольце, с выпуклым гуртом, по изобретенному Дрозом способу, каковой рубль, однако, высочайшего утверждения не удостоился»). Другие три – у любителя-нумизмата Минуса, вице-президента академии художеств И.И. Толстого[9], и у великого князя Георгия Михайловича. Великий князь в 1886 году сообщил об этом рубле: «Этот весьма редкий рубль у меня из собрания гр. Чапского. Экземпляры его известны только в Эрмитаже, у гр. Толстых и ещё один был в собрании господина Минуса, проданном в Вену»[10].
Чуть меньшей калибра считался «Рейхелевский» полтинник 1845 года, спроектированный одновременно с означенным рублем. Их было выбито шесть экземпляров. Распределились они по тем же коллекциям: Я.Я. Рейхеля, графа И.И. Толстого, великого князя Георгия Михайловича, Минуса. Из двух оставшихся экземпляров один стал собственностью московского нумизмата В. Н. Акинфова[11], другой – известного киевского коллекционера С.В. Бодилевского[12].
И еще одна справка. Серийный серебряный рубль 1845 года, который, к сожалению, так и не был сменен портретным рублем, имел традиционное оформление: на лицевой стороне – двуглавый орел, на оборотной – в венке надпись: «МОНЕТА РУБЛЬ». На тех экземплярах, что были отчеканены в Петербурге (682 тысячи штук), у лап орла помещались буквы «К-Б», что означало Константин Бутенев (начальник монетного отделения Санкт-Петербургского монетного двора). На других серийных рублях 1845 года у лап орла были выбиты буквы «М-W» (монета Варшавская). Таких монет отчеканили 345 тысяч штук.
[1] Старая монета. 1912. №7.
[2] Фоллендорф, Николай Павлович (1836—1909) — начальник Санкт-Петербургского монетного двора (с 1882), член горного совета и горного ученого комитета министерства земледелия и государственных имуществ, тайный советник (1890).
[3] Великий князь Георгий Михайлович ( 1863- 1919) — третий сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, внук Николая I. Первый управляющий Русским музеем императора Александра III, коллекционер, меценат.
[4] Гиль, Христиан Христианович (1837 — 1908) - российский нумизмат немецкого происхождения, коллекционер, автор многочисленных работ по нумизматике, принимал деятельное участие в нумизматических изданиях вел. кн. Георгия Михайловича.
[5] Старая монета. 1912. №7.
[6] Канкрин, Егор (Georg Ludwig) Францевич (1774 - 1845) - граф, русский государственный деятель и экономист немецкого происхождения. Генерал, состоящий при Особе Его Величества, генерал от инфантерии, министр финансов России в 1823—1844 годах. Деятельность его на этом поприще оставила заметный след в истории русских финансов и денежного обращения — прежде всего речь идет о реформе 1839–1843 гг., узаконившей в стране систему серебряного монометаллизма.
[7] Рейхель, Яков Яковлевич (польск. Jakub Reichel;1760-1856) - медальер, гравер, нумизмат, коллекционер монет и медалей. С 1801 г. жил в Санкт-Петербурге. В 1802 – 1808 гг. - ученик медальера, затем медальер на Санкт-Петербургском монетном дворе. Одновременно служил в Экспедиции заготовления государственных бумаг, где возглавлял печатное или 2-е типографское отделение (1818-1856), чиновник по особым поручениям при министре финансов (1837-1845). Один из членов основателей Санкт-Петербургского археолого-нумизматического общества (позднее Русское археологическое общество). Собиратель богатейшей коллекции русских, славянских и западноевропейских монет и медалей от позднего средневековья до середины XIX в. Автор 9-томного исследования по нумизматике «Die Reichelsche Münzsammlung in St. Petersburg».
[8] Экспедиция заготовления государственных бумаг была основана в 1818 году для «изготовления как ассигнаций, так и всех прочих бумаг с государственным гербом».
[9] Граф Толстой, Иван Иванович (1858—1916) - русский государственный деятель, археолог и нумизмат. Министр народного просвещения Российской империи в 1905—1906, городской голова Петербурга-Петрограда в 1912—1916. С 1893 года был вице-президентом Академии художеств. С 1911 года председатель Российского общества нумизматов.
[10] вел. кн. Георгий Михайлович. Описание и изображение некоторых редких монет моего собрания. СПб, 1886. С. 28.
1886 году экземпляр из коллекции Я.Я. Рейхеля находился уже в Минцкабинете Эрмитажа.
…из собрания гр. Чапского - Эмерик Карлович (Захарьяш Николай Северин) фон Гуттен-Чапский (1828-1896) — участник Крымской войны (1854), Новгородский, Санкт-Петербургский вице-губернатор, камергер Императорского Двора, действительный статский советник (1867). Собрал обширную коллекцию предметов искусства, в том числе коллекцию русских удельных монет и польских монет и медалей Его коллекция польских монет и медалей насчитывала 12 000 экземпляров, описанных им в пятитомнике «Catalogue de la collection des medalies et monnaies polonaises du Comte Emeric Hutten-Czapski». Сегодня эта коллекция составляет филиал Национального музея под названием Музей имени Эмерика Гуттен-Чапского в Кракове.
[11] Акинфов, Владимир Николаевич (1841—1914) — владимирский вице-губернатор (1890—1893), симбирский губернатор (1893—1902), тайный советник, нумизмат, член Комиссии по выработке устава общества Московского нумизматического общества.
[12] Бодилевский С.В. – статский советник, нумизмат, действительный член церковно-археологического общества при Киевской духовной академии.